предметность

  • 101ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ — одно из основных понятий послекантовской метафизической логики. Введено в философский обиход Кантом, обозначает у него ‘высшее основоположение’ априорных синтетических суждений. При расссмотрении чистого ‘я’ как ‘высшего основоположения’… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 102ХАОС — (греч. chaos зияние; от chasco разеваю) в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов. В сфере естествознания это проявляется в рамках… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 103ШПЕТ — Густав Густавович (1879 1937) русский философ и искусствовед. Учился на физико математическом (с которого исключен за участие в революционной деятельности) и историко философском у Челпанова (на который восстановился по выходе из тюрьмы)… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 104ИСКУССТВО — термин, используемый в двух значениях: 1) мастерство, умение, ловкость, сноровка, развитые знанием дела; 2) творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире эстетически выразительных форм. Понятийный статус И.… …

    Новейший философский словарь

  • 105КОТАРБИНЬСКИЙ — (Kotarbinski) Тадеуш (1886 1981) польский философ и логик, создатель праксеологии. Учился в Краковском университете, Высшем политичесом училище Дармштадта, с 1907 по 1912 во Львовском университете у К. Твардовского. Учительствовал в гимназиях… …

    Новейший философский словарь

  • 106ЛУКАЧ — (Lukach) Дьердь (Георг) (1885 1971) венгерский философ, эстетик, политический деятель. Философское образование получил в Будапеште, Берлине, Гейдельберге. Находился под влиянием Зиммеля и М. Вебера. Затем изучает работы Гегеля и Маркса. В 1918… …

    Новейший философский словарь

  • 107ЧТЕНИЕ — специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации. Ч. не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в пассивном восприятии, усвоении… …

    Новейший философский словарь

  • 108ШПЕТ — Густав Густавович (1879 1937) русский философ и искусствовед. Учился на физико математическом (с которого исключен за участие в революционной деятельности) и историко философском у Челпанова (на который восстановился по выходе из тюрьмы)… …

    Новейший философский словарь

  • 109ЭСТЕТИКА — термин, разработанный и специфицированный А.Э. Баумгартеном в трактате «Aesthetica» (1750 1758). Предложенное Баумгартеном новолатинское лингвистическое образование, восходит к греч. прилагательному «эстетикос» чувствующий, ощущающий, чувственный …

    Новейший философский словарь

  • 110Мондриан — (Mondrian) Пит (1872 1944) Один из крупных художников авангарда. Творчество М., подобно искусству его великих соотечественников, Рембрандта и Ван Го га, выходит далеко за рамки национальной голландской живописи. Выдающемуся художнику и мыслителю… …

    Энциклопедия культурологии

  • 111ПРЕДМЕТНЫЙ — ПРЕДМЕТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. 1. см. предмет. 2. Наглядный, основанный на показе. П. урок благородства. | сущ. предметность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …

    Толковый словарь Ожегова

  • 112РУССКАЯ ИДЕЯ — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других …

    Русская история

  • 113Хаос — (Chaos, τὸ Χάος). Зияющее, неизмеримое мировое пространство, первоначальный источник всякой жизни в мире. Позднейшие философы стали называть Хаосом беспорядочную массу, из которой образовался мир. Из Хаоса произошли Гея (Земля), Тартар и Эрот;… …

    Энциклопедия мифологии

  • 114Иванов В. И. — Иванов В. И. ИВАНОВ Вячеслав Иванович (1866 ) поэт и теоретик символизма. Р. в Москве, в семье землемера. Пройдя два курса ист. фил. факультета Моск. университета, И. с 1886 продолжал образование в Берлине, где занимался историей под руководством …

    Литературная энциклопедия

  • 115Липскеров — Константин Абрамович (1889 ) современный поэт, сын журналиста. Уже в произведениях раннего периода («Песок и розы», 1916) отчетливо выявляются акмеистические черты творчества Л. поэта последних предоктябрьских дней российской буржуазии. Для него… …

    Литературная энциклопедия

  • 116Фет — (Шеншин) Афанасий Афанасьевич (1820 1892) известный русский поэт. Сын состоятельного родовитого помещика. Детство провел в поместьи Орловской губ. В Московском ун те сблизился с кругом журнала «Москвитянин», где печатались его стихи. В печати… …

    Литературная энциклопедия

  • 117акмеизм — (от греч. akme – высшая степень чего либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910 х гг. Акмеизм возник из литературной школы «Цех поэтов» (1911 14), которую возглавляли Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий, секретарём была А. А. Ахматова, в… …

    Литературная энциклопедия

  • 118существительное — имя, самостоятельная часть речи. Общее значение имён существительных – предметность: булка и прогулка, кость и вечность для языка «предметы», поскольку их можно считать (см. Число) и давать им разные роли (см. Падеж). Семантика делит… …

    Литературная энциклопедия

  • 119эпос — (греч. ?pos – рассказ, повествование), один из трёх основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о внешних по отношению к автору действиях людей и о смене событий в окружающем мире. Это означает, что эпос отличается от других… …

    Литературная энциклопедия

  • 120Кубизм —         (франц. cubisme, от cube куб), модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) первой четверти XX в. Возникновение кубизма относят к 1907, когда П. Пикассо написал картину Авиньонские девицы (Музей… …

    Художественная энциклопедия